Как правильно делать замечания, чтобы был результат, а не обиды?
Чтобы достичь полезного действия, не испортить отношения и репутацию, нужно уметь грамотно делать замечания. Существует три закона критики.
Закон первый - не бойся делать замечание, если что-то не нравсится
Помните, что критика поможет сделать мир лучше. Не нужно терпеть и отмалчиваться в надежде, что проблема рассосется сама собой или кто-то расскажет о ней за вас. Если вам не нравится, что мусор не вывозят вторую неделю - напишите жалобу в жилинспекцию, плохо работает интернет - обратитесь в техподдержку, нашли ошибку в тексте новости - позвоните в редакцию и так далее.
Конечно, не всегда можно получить ответную реакцию даже на самую лояльную критику. Если вас игнорируют, а проблема для вас имеет большое значение, то не стесняйтесь включать «клиента из ада» и выносить мозг ответственным людям.
Говорить о том, что не нравится, важно еще и по тому, что в одиночку с системой не справиться. Так уж сложилось, что в крупных компаниях не обращают внимания на единичные обращения. Их позиции такова: зачем что-то менять, если это работает, а единичный случай неполадки - не помеха целой системе. Сообщить о проблеме должны все, кто обратил на нее внимание. Только так можно добиться результата. Как один из вариантов решения - составьте петицию и найдите единомышленников.
Закон второй - делай замечания обоснованно
Критика должна быть объективной и по делу. Нельзя сказать «мне не нравится то, что ты делаешь, ну, потому что не нравится» или «что за дурак это сделал?». В этом случае человек не только воспримет критику как личное оскорбление, решит, что вы придираетесь, но и не поймет, что именно ему нужно сделать, чтобы исправить сложившуюся ситуацию. Проще говоря, критикуешь - обоснуй.
Говорите: «асфальт во дворе положили плохо - уклоны не соблюдены, во время дождя собираются лужи» вместо «наши чиновники только бюрократию разводят, как таким некомпетентным людям вообще можно доверить ремонт двора».
Не переусердствуйте с высокомерными высказываниями. Говорите о выполненной работе, а не о человеке, который в ответе за результат - не переходите на личности. Критику и без того тяжело воспринимать: естественно, что если есть замечания, то человек плохо справился. Нагнетать ситуацию личными оскорблениями - в корне ошибочная стратегия.
Закон третий - делая замечание, предлагай свои идеи
Чтобы критика не была беспочвенной, ее надо подпитывать своими идеями. Быть может, человек допустил ошибку, потому что не догадался до другого пути решения.
Приведем пример. Вам не понравился суп, который приготовила жена. Скажите ей, чего в нем не хватает: может соли, может мяса нужно было побольше добавить или еще чего.
Конечно, если вы профан в том деле, конечный результат которого вам не понравился, то и предложить вы ничего не сможете. Здесь уже приходится полагаться на специалистов.
Пример такой. Если вы грешите на медленный компьютер, вы же не сможете подсказать разработчику идею, как улучшить его работу: у вас и образование другое, да и сам компьютер для вас не больше, чем «коробочка», способная выходить в интернет и из строя.