SMART-достижение целей. Как поставить цель по СМАРТ?
Зачем вообще смартовать цели?
Как в правильно заданном вопросе уже содержится изрядная часть ответа, так и правильная постановка цели - это обязательный и существенный шаг к ее достижению. Нельзя сказать, что цель, поставленную без учета SMART, совсем никак нельзя достичь… Да, могут быть какие-то редчайшие исключения. Но чаще всего, если цель поставлена не по СМАРТу, она:
- либо не будет достигнута вообще,
- либо будет достигнута не так, как вы этого хотели - не в том объеме, не в том качестве,
- либо будет достигнута так поздно, что не будет уже никакой разницы, достигнута она или нет,
- либо по дороге к достижению сорвет несколько других, не менее важных задач,
- и вы сами в итоге не сможете понять, считать это достижением или нет.
Так себе перспектива, верно? В общем, давайте разберемся в том, как ставить СМАРТ-цели, чтобы не попадать в такие ловушки.
5 критериев СМАРТ-цели
SMART - это аббревиатура. Название выбрано, чтобы облегчить запоминание критериев.
S - specific - конкретная
Цель должна быть ясна и конкретна. Никакой глобальности или неопределенности. Потому что к конкретной и ясной цели вы можете продумать ясные и конкретные шаги. И, соответственно, сделать эти шаги в нужной последовательности. Без "пойди туда, не знаю куда".
- "Выучить английский" - это не цель. Ее можно выполнять всю жизнь и все равно выполнить не так, как надо.
- "Выучить деловой английский для переговоров с бизнес-партнерами" - это тоже еще не цель, потому что она не соответствует остальным критериям СМАРТ. Но она S - specific, конкретная. И поэтому с ней можно работать дальше.
M - measurable - измеримая
У достижения цели должен быть четкий и конкретный показатель. По которому вы поймете, что она достигнута. К которому будете стремиться. На который будете ориентироваться при планирования.
- "Выучить деловой английский для переговоров с бизнес-партнерами" - это конкретно, но неизмеримо.
- "Выучить 2 000 слов из запаса делового английского" - это конкретно и измеримо. S и M - есть. Идем дальше.
A - achievable - достижимая
Важно, чтобы при достаточных усилиях цель можно было уложить в заданный срок. Но при этом цель должна предполагать усилия, а не вялое шевеление. Потому что вялое шевеление по факту не будет вас мотивировать.
Если вы не уверены в том, что можете обоснованно проверить достижимость цели - обратитесь к специалисту. Тот же бизнес-английский в объеме 2 000 слов - реально ли выучить его за год, занимаясь час в неделю? Получите ответ от того, кто разбирается, и скорректируйте цель, если потребуется.
R - relevant - согласованная с другими целями
Самая недооцененная и неправильно понимая обычно буква этой аббревиатуры. Но понимать ее правильно - не менее важно, чем все остальные. В SMART нет "неважных" букв. А люди, которые махнули рукой на R, в итоге проваливают свои цели, а потом ходят с грустными лицами и болтают на всех перекрестках, что СМАРТ, мол не работает.
Вернемся к нашему английскому. Вы выяснили, что бизнес-английский в объеме 2 000 слов при занятиях по часу в неделю за год не выучить. Маленькая ремарка: пример и показатели выбраны случайно, просто чтобы было понятно. Я никогда не замерял скорость выучивания слов бизнес-английского, так что в реальности все может быть быстрее или медленнее.
Но так вот. Специалист говорит, допустим, что при этих переменных (год, 2 000 слов) вам понадобится заниматься не час в неделю, а пять часов в неделю. И тут-то вы начинаете считать и прикидывать - можете ли вы выделять каждую неделю по 5 часов под эту цель?
Не можете. Окей, надо чем-то жертвовать. Достаточно ли эта цель важна, чтобы чем-то жертвовать ради нее? И чем жертвовать? Что менее важно? Что можно потеснить? Или ничем жертвовать нельзя - и лучше увеличить срок или уменьшить количество слов?
И вот только после того, как вы реалистично согласовали цель с другими целями - только после этого цель становится R - relevant. И, соответственно, может стать SMART.
T - timed - с заданным сроком
Главная проблема объяснения "смартовости" цели - в том, что, если идти по буквам по порядку, T оказывается в конце, хотя ее стоило бы объяснять где-нибудь перед A и R, понимание которых завязано на нее. Ну да неважно.
Вы поняли - у цели должен быть конкретный срок исполнения. В который она будет A - достижима так, чтобы не повредить R - согласованности с другими целями.
- Значит, "выучить 2 000 слов из запаса делового английского" - это еще не цель, хоть она конкретна и измерима.
- А вот "выучить 2 000 слов из запаса делового английского к 1 декабря 2018 года" - это уже цель, но это еще не СМАРТ-цель.
- Как вы помните, "выучить 2 000 слов из запаса делового английского к 1 декабря 2018 года" становится СМАРТ-целью после того, как вы проверили ее достижимость и убедились, что она не помешает остальным вашим целям.
Как использовать СМАРТ-цели?
СМАРТ-цель - это цель достижимая, мотивирующая, понятная и не нарушающая движение к другим целям. Причем всё это гарантировано, понятно и проверено - если вы засмартовали ее правильно. Остается только двигаться - но это теперь будет несложно.
При целеполагании важно еще кое-что. Это уже не из области именно проработки цели - это из области изначального выбора направления. Тоже обязательное, но более субъективное и сложное. Проверка, ваша это цель вообще или навязанная. Вопрос этот - не философский и теоретический, а вполне прагматичный. Потому что на пути к навязанной цели вам все время придется бороться с собой - а вы сильный противник.